Елагина О.В. Развитие артикуляторной моторики
Грамотная, четкая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата.
В строении артикуляционного аппарата можно выделить: губы, щеки, зубы, язык, твердое и мягкое небо. Мышечный тонус, подвижность, природное строение влияют на качество произношения.
Хочется отметить, прежде чем приступать к обучению детей упражнениям в игровой форме, необходимо проанализировать качество механизмов сосания, жевания, глотания. И уделить внимание этим процессам. Как правило, те дети которые плохо сосали в детстве, медленно жуют, плохо глотают, давятся, плохо грызут – имеют ярко выраженные нарушения в звукопроизношении. Таким детям необходимо не упрощать задачу, фиксировать внимание на этих процессах – учить грызть, жевать и др.
Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Комплексы артикуляционных упражнений построены с учетом возможностей детей. При отборе материала для гимнастики соблюдается определенная последовательность. Сначала даются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Далее используются упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата. Постепенно они заменяются такими, которые являются базой для того или иного звука, затем отрабатываются четкие артикуляционные уклады.
Родители часто бывают необъективны в оценке речи своего ребенка, им может даже нравиться «детская» речь ребенка. Они поощряют «сюсюканье», что абсолютно недопустимо.
Чтобы отследить своевременное появление в речи ребенка звуков, необходимо обратиться к таблице, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
Время появления звуков (возраст) |
1-2 года |
2-3 года |
3-5 лет |
5-6 лет |
Звуки |
а о э п б м |
и ы у ф в т д н г к х й |
с з ц ш ж ч щ |
р л
|
Из таблицы видно, что к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьезных опасений.
Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками.
Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи, которая заключается в постановке и автоматизации звука.
В осуществлении речевого акта участвуют 3 «ступени»: кора головного мозга, двигательные пути, орган. В основном в процессах говорения задействованы:
- Слуховая область коры (височная доля), где происходит анализ звука и осуществляется понимание речи.
- Двигательная область коры (нижние лобные извилины), где происходит формирование продуктивной речи (лексика, грамматика).
- Теменная доля, где происходит анализ и фиксация раздражений от артикуляционного аппарата.
«Импульс говорения» возникает в коре головного мозга в ответ на раздражитель, подключает дыхательную систему, голосовые связки и ротовую полость.
Таким образом, становится понятным механизм возникновения звука, и его дальнейшая автоматизация. (Ляпидевский С.С. «Невропатология», Владос, 2000г.)