Детей старшего дошкольного возраста отличает более богатый по сравнению с младшими дошкольниками жизненный и музыкальный опыт. В этом возрасте они уже усваивают понятие «жанр» в музыке: «марш», «песня», «танец», «русская плясовая», «вальс» и т.д. Различают различные формы музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная форма). Легче всего дети определяют ее, занимаясь музыкальными движениями и играя в оркестре. Они слышат в музыке и могут передать в движениях не только ее общее настроение, но и темп, динамику, яркий ритмический рисунок, форму. Они уже владеют главными видами основных движений – шага, бега, прыжков – и могут выполнять их достаточно координированно, ритмично и выразительно.

Для того, чтобы у детей старшего дошкольного возраста развивались память и чувство ритма, используется много различных приемов и методов на музыкальных занятиях. Самый распространенный метод развития памяти и ритма – это метод повтора. Слушая какое-либо музыкальное произведение, сначала мы знакомимся с ним, определяем его характер, настроение, форму, связываем с какими-либо образами. При повторном прослушивании дети определяют звучание инструментов, показывая мимикой и жестами. Здесь они при помощи движений передают ритмический рисунок произведения (шлепками ладоней, по коленям, топанье ногой, качанием головы или рук и т.д.).

На третьем этапе – передача образа с помощью мимики, движений, голоса. И у детей постепенно откладывается произведение в памяти.

Затем мы к нему возвращаемся спустя 1– 2 мес., многие из детей узнают произведение и еще крепче его запоминают. У большинства детей хорошая музыкальная память и чувство ритма, но особенно выделяются Саша А., Юля, Жанна, Никита З., Саша М. А таким детям, как Люба, Андрей, Настя нужно уделять больше внимания, заниматься с ними индивидуально.

Еще один из распространенных методов развития памяти и ритма – игровой. С помощью игры они ярче представляют образы, лучше запоминают мелодию и выполняют ритмично движения. Например, игра «Будь ловким», где нужно вовремя прятаться за стульчиками, т.е. садиться и вставать, слушая музыкальные фразы, а на 2-ю часть мелодии быстро бегать по кругу. Детям эта игра очень нравится, они хорошо слышат музыкальные фразы и части музыки и легко выполняют движения.

Очень ритмичная игра с бубном, где дети должны слышать ровный пульс танца и правильно стучать в бубен, хлопать в ладоши и двигаться поскоками. Также различать 2-х частную форму произведения. В основном дети справляются с заданием и охотно играют в эту игру.

Мы с детьми проводим также музыкально-дидактические игры. Например, игра «Эхо». Детям задается ритмический рисунок при помощи хлопков или простой мелодии. А они, как «эхо», должны повторить его. Здесь одновременно развивается и память и ритм. Но не все дети легко справляются с этим заданием. Поэтому некоторым задание упрощается – метод от простого к сложному (задается легкий ритмический рисунок).

Речь, музыка и движение очень взаимосвязаны. Лучше всего детьми запоминается песня. Они сначала внимательно слушают, затем начинают подпевать. Если образы, запечатленные в стихах, яркие и выразительные, близкие и понятные детям, то им хочется выразить свои эмоции в действиях. Наступает момент инсценирования данного музыкального произведения.

Например, мы с детьми инсценировали русскую народную песню «Где был Иванушка?» Дети легко запоминали слова и мелодию, большинство ритмично играли на ложках, и каждому мальчику хотелось выполнить роль Иванушки, в образе которого раскрывались творческие способности детей. Хорошо с этой ролью справились Саша А., Никита Г., Илюша Н., Денис З.

Очень важны различные музыкальные упражнения для детей, направленный на развитие музыкального слуха, ритма и памяти. Мы используем их практически на каждом занятии, начиная с коротких попевок «На зеленом лугу», «Скок-скок», «У кота-воркота» и т.д., заканчивая упражнениями-играми, например, «Передача платочка», танцами, например, «Кремена», «Покажи ладошки» и т.д. На коротких попевках дети развивают музыкальную память и ритм, развивается голос и слух. Они быстро и легко запоминают слова и мелодию, поют ритмично, иногда прохлопывая ритмический рисунок попевки.

В упражнении «Передача платочка»дети должны четко слышать каждую музыкальную фразу, сильные и слабые доли и выполнять в соответствии с мелодией движения (передавать платочек соседу по кругу). Для того, чтобы это упражнения получилось верно и красиво, мы с детьми пропеваем сначала каждую фразу, запоминая ее, выделяем голосом или хлопком сильную долю. Затем выполняем все упражнение. Не у всех детей получается (Андрей, Люба, Наташа, Алеша), с ними проводилась индивидуальная работа, после чего они стали выполнять лучше.

Очень быстрый и энергичный, ритмичный танец «Кремена», где нужно четко выполнять каждое движение. Мы разучивали его со всеми детьми, но не каждый смог справиться с темпом и выполнять ритмично и красиво. Поэтому на празднике танцевали не все пары, а только самые энергичные и ритмичные (Никита, Юля, Саша, Сережа, Жанна, Саша, Денис, Никита). Дети танцевали «Кремену» легко, ритмично, с удовольствием, они справились с поставленными перед ними задачами. Этот танец мы разучивали поэтапно. Сначала дети слушали музыку, затем смотрели весь танец в исполнении взрослых, а потом мы разучивали его по частям, отрабатывая движения и ритм.

Для того чтобы у детей развивалась музыкальная память и ритмичность. Очень важен подбор музыкидля слушания, пения, танцев. Музыка должна быть доступнадетям, должна нравиться. Это может быть и классика (Чайковского «Детский альбом», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», Бах «Шутка», «Ария», Шостакович «Клоуны» и т.д.), и русская народная музыка, и эстрадная. Если детям нравится музыка, они сами начинают двигаться под нее, создавая какой-либо образ, придумывая свои движения, тем самым развивается творчество.

Для того чтобы у детей хорошо развивалась память и ритм, сейчас вводится новый метод психогимнастики. Ее основной акцент – обучение технике выразительных движений, расслабление, воспитания эмоций. Выразительность движений включает мимику («Ем лимон», «Соленый чай», «Сердитый дедушка»…), жесты («Рисунок в воздухе», «Что я делаю»…), в пантомимике используют различные сравнения (цветы, зоопарк, дождь…). Детям нравятся такие упражнения-минутки.

Дети старшей группы практически все подготовлены, многие умеют и стараются выполнять все поставленные перед ними задачи.

 

«Музыкально ритмическая деятельность в старшей группе».

На 6-м году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках.

Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Напротив, спокойный, плавный характер пляски позволяет сделать осанку более свободной, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми. Все дети старшей группы верно реагируют на характер мелодии.

На музыкальных занятиях дети приобретают музыкально-ритмические навыки выразительного движения. Музыкальный руководитель, также как и воспитатель (на физкультурных занятиях), должен приучать детей перед выполнением движений под музыку правильно занять исходное положение, соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой, что мы и делаем. Педагог должен добиваться не просто усвоения какого-либо движения, а качественного выразительного его исполнения. Здесь проводится индивидуальная работа с детьми. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерным при выполнении детьми музыкально-ритмических движений.

Конечно, это сложная задача, но вполне осуществимая, если в своей работе с детьми педагог будет учитывать следующие принципы: комплексное решение основных задач музыкального воспитания, систематичность, постепенность, последовательность, повторность. Все эти принципы на занятиях мы старались осуществлять.

Например, в какой последовательности шло разучивание «Игры с бубном», украинская народная мелодия. На 1-ом занятии: мы познакомились с содержанием игры, обратили внимание на характер музыки, выделили основные правила игры.

На 2-ом занятии: разучивание «Игры с бубном». Учились слушать и различать звучание музыки в высоком и среднем регистрах, точно реагировать на начало и окончание звучания первой и второй части музыки.

На 3-ем занятии: продолжаем разучивать игру. Учились выполнять легкие, ритмичные поскоки, выбирать ведущего и выполнять роль солиста.

На 4-ом занятии: повторяли игру, проверялось умение детей самостоятельно менять движения с изменением регистра, слышать смену частей.

На 5-ом занятии: повторяли игру, добивались легкости и ритмичности поскоков, правильно держа осанку.

В основном все дети хорошо справились с поставленными задачами и с желанием играли в эту игру. Поскоки не у всех детей получались у Арсеньева Вани, Магницкой Иры, Сидоровой Юли на упражнении «Петушок».

Итак, систематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска, игра разучиваются сразу, без предшествующих подготовительных упражнений. Поэтому большое значение в музыкальном воспитании уделялось упражнениям, которые помогали ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, учили пространственной ориентировке, развивали ритмичность и слух, способствовали освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляли навыки обращения с различными предметами.

В течение года дети старшей группы делали немало упражнений разного характера. Например, «бодрый шаг и бег», «Кто лучше скачет?», «Пружинки», упражнение «Цветок», «Упражнение с флажками» и др., поочередное выбрасывание ног, полуприседание с выставление ноги, где преследовались различные цели и задачи, названные выше. В основном дети выполняли движения правильно, ритмично, соблюдая правильную осанку, свободу и легкость движений и т.д. У таких детей, как Марина, Даша, Федичкина Галя, Царева Аня, Арцтюков Митя движения выполнялись особенно выразительно и красиво. Но у некоторых детей: у Акаки, Руденко Люси, Набокова Димы, Арсентьева Вани и некоторых других детей движения не совсем точные, ритмичные, даже зажатые и скованные.

В музыкальных играх дети старшей группы самостоятельно создают образ и слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства.

Это образы животных, зверей, птиц, игрушек. Тем самым они учатся более тонко чувствовать эмоциональную настроенность произведений.

Например, такие дети как Галя, Даша, Аня, Афонии Алеша, Набоков Дима, Поляков Алеша – создали образы хлопушек, зайчиков, петрушек, Чебурашки, крокодила Гены, а в игре «Наши кони чисты» - будёновцев.

Разучивание танцев, плясок, хороводов начинается с упражнений. По программе предусмотрено в танцевальных движениях: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении, поскоки.

Ребята почти все с программой справились. В течение года мы разучивали несколько плясок и хороводов: «Что за дерево?», «Елочка», «Хоровод зверей», Украинская пляска, Эстонский танец и др.

Во время разучивания музыкально-ритмических заданий педагог использует различные методические приемы: выразительное исполнение музыки, художественное слово, музыкально-ритмические упражнения, технические средства обучения (проигрыватель, магнитофон), игровые приемы.

Основным методическим приемом является выразительное исполнение музыки, которая побуждает ребенка к движению, доставляет ему истинное наслаждение и полное слияние с музыкой. Каждое повторное исполнение какого-либо музыкального произведения должно быть эмоциональным и выразительным: фразировка мягкой, естественной, без специального выделения частей и музыкальных фраз, без произвольных остановок, замедлений и ускорений. Перед слушанием музыки или в процессе разучивания игры, пляски надо широко использовать художественное слово: беседу, пояснение, стихотворный текст, сравнения с животными, зверями и другими художественными образами.

Большое значение в музыкальном воспитании уделяется упражнениям, о которых говорилось выше.

В старшей группе на музыкальных занятиях уже можно использовать технические средства: проигрыватель, магнитофон. Это очень удобно, т.к. музыкальный руководитель может сам показать детям нужные движения, внимательнее следить за качеством их исполнения каждым ребенком.

Музыкальный руководитель в работе над музыкально-ритмическими движениями продолжает применять различные игровые приемы. Например, детям предлагают самостоятельно выполнять движения под музыку в соответствии с текстом песни, импровизировать и придумывать свои движения под любую мелодию разного характера: плясовую, спокойную, маршеобразную, быструю и т.д.

К концу года дети шести лет имеют большой запас основных танцевальных движений, устойчивых музыкально-ритмических навыков. Все это создает благоприятную почву для последующей работы педагога в подготовительной группе.