Использование телесно-ориентированных приемов на занятиях по танцевально – ритмической гимнастике

(из опыта коррекционной работы)

 

Движение есть смысл жизни, а законом движения является ритм. Взаимная зависимость ритма существования человека и его психофизического состояния имеет сегодня научное, экспериментальное  подтверждение. Все внутренние органы и психические процессы человеческого организма функционируют в определённом ритме.

         Ритм – это жизнь, облечённая в движение, и в каждом своём облике он привлекает внимание человека любого возраста: от ребёнка, глядящего на движение погремушки и успокаивающегося от раскачивания колыбельки, до взрослых, чьи игры, спорт, развлечения так или иначе обладает скрытым ритмом. Ритм во всяком обличье – зовут его игрой, потешкой, считалочкой, поэзией, музыкой или танцем связан с конституцией человека. Когда весь механизм тела работает ритмично, то удары пульса, движения головы, циркуляция крови, жажда и голод – всё излучает ритм, и именно нарушение ритма в организме человека называется болезнью.          Когда ребёнок плачет, а мать не знает, что его беспокоит, она берёт дитя на руки и качает, похлопывая по спине. Это ритмизирует циркуляцию крови, пульсацию сердца и весь организм, другими словами, приводит тело в порядок и успокаивает.         Детская игра – считалочка «Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!», известная во всём мире в той или иной форме, излечивает ребёнка от капризности, подчиняя всё его существо ритму.

         Ритм играет самую важную роль не только в теле, но и в психике : переход от радости к печали и обратно, возникновение мыслей – вся работа ума демонстрирует ритм, состояния растерянности и безысходности можно объяснить отсутствием ритма. Ритм присущ человеку с рождения, поддерживает его здоровье, от ритма зависят все дела человека: успехи, неудачи, верные и неверные действия – все так или иначе объясняется изменением ритма.  Ритмическое движение дарит человеку здоровье  и не просто отсутствие болезненных ощущений, а полноту и естественность жизни, самореализацию. Ритмичное движение – прекрасный лекарь, а ритмичное движение под музыку тонизируют и оживляют происходящие в организме человека биохимические процессы ,перестраивают его нервный аппарат и психику. Именно поэтому одним из самых могучих оздоравливающих и эффективных средств физического развития ребёнка является ритмическая гимнастика, ритмика, в широком понимании этого слова. Это именно тот вид двигательной деятельности, который больше всего подходит детям.

         Ритмика -  это синтетический вид деятельности, включающий в себя самые привлекательные  для ребёнка виды деятельности: физические упражнения, танец, музыку, игру, логоритмику, пантомиму. Ритмическую гимнастику принято считать балансом жизни.  Что это такое? Это когда ребёнок силён и физически, и психологически. К сожалению, несмотря на большую популярность физической культуры, её пока нельзя назвать образом жизни каждого человека.

         С каждым годом растёт количество детей, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями, нарушением речи, зрения, осанки, деятельности органов дыхания. В настоящее время  очень актуальной стала задача поиска более эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний.

         Разработанная мною программа, « Красота в движении – здоровье с детства» требовала нового подхода, поиск новых разнообразных и эффективных форм, средств методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей. Прежде всего, пришлось начать изучение человеческого тела как такового, обратившись к трудам основателей телесно – ориентированной терапии В.Райха, А.Лоуэна. Вильгельм Райх утверждал. Что человек – это его тело. Тело и «ум» неразрывно связаны. То, что «приходит на ум», отражает то, что случилось в теле, и наоборот. У человека есть врождённая потребность в гармонии, балансе, поэтому его нервная система всегда зависит от состояния тела в целом. Если тело находится в напряжении, нервная система работает с перегрузками. И чем больше у человека расстройств, тем меньше он хочет чувствовать своё тело, тем больше он с ним расходится. Весь детский опыт, приобретаемый в процессе социализации, связан с развитием и совершенствованием произвольных движений. Развивая двигательную сферу ребёнка, мы идём по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов.

         Как известно, более 80% информации в процессе общения передаётся невербальным способом. А у ребёнка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей степени отражает характер его коммуникации и появляется задолго до отчётливых речевых навыков. Поэтому включение телесно – ориентированных психотехник и приёмов в коррекционные программы ДОУ существенно расширяет их возможности.

Следует отметить, что дети, имеющие речевые дефекты, зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях, эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться , а следовательно перестают воспринимать учебный материал.

         В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, или же, наоборот дети бывают вялыми, апатичными. Так же, у детей с речевыми дефектами имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность, страдает внимание, память (зрительная, слуховая, двигательная). Наблюдая за такими детьми, и учитывая их физиологические особенности, необходимо включать в занятия  нетрадиционные виды упражнений: пальчиковую гимнастику, игропластику и гимнастику пробуждения.      Всем известно, что движения руки тесно связаны с речью. Как отмечал В.А.Сухомлинский: «…истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев».   Советы педагогов и медиков ещё 10 – 15 лет назад гласили: « Не берите малыша на руки без необходимости» «не тискайте ребёнка, не нянчите». В результате несколько поколений мам не умеют (не желают) ласкать и нянчить ребёнка.       А ведь смысл многих потешек, частушек, прибауток не только в развитии моторики, но и в создании ощущения радости от телесного контакта, возможности прочувствовать свои пальцы, ладонь, плечо, осознать себя в системе телесных координат. Это препятствует возникновению неврозов у детей в дальнейшем. Малышей можно и нужно тормошить, ласкать, нянькать, тетёшкать, щекотать, подбрасывать, поглаживать, как нам это передаёт народная традиция.

         Таким образом, пальчиковая гимнастика имеет не только развивающее значение. Но и терапевтическое, особенно для детей, испытывающих дефицит общения. Многие дети нашего сада не имеют полноценного телесного контакта в силу разных причин ( загруженность мамы, неполная семья, 5-ти дневное пребывание в саду, услуги няни и т.д), что не лучшим образом сказывается на психике ребёнка. Многие внутренние проблемы ребёнка можно «прочесть», взглянув на его тело, на то, как он двигается, говорит, реагирует на музыку, танцует, взаимодействует в коллективе. Таз, выдвинутый вперёд, возможен у человека, который постоянно получает шлепок по ягодицам. А. Лоуэн сравнивает такую позу (спина округлённая, таз выдвинут вперёд, плечи сутулые) с позой пса, у которого поджат хвост. Если  ребёнка часто наказывать, таким образом, то напряжённое состояние ягодичных мышц становится хроническим. В будущем ребёнку будет трудно принять гордую позу или ходить со свободно двигающимся тазом. Есть дети, которые ходят с постоянно поднятыми плечами, словно в состоянии повышенной опасности, они часто агрессивны по отношению к другим. Некоторые дети « витают в облаках» - ходят и бегают на полупальцах, словно не ощущают ног.

Дети с плохим зрением ходят, буквально опираясь на другого. К этому принуждает страх, неуверенность в собственных силах, тревога.

        Есть дети – очень решительные личности, о чём свидетельствует хроническое напряжение челюсти, они редко плачут, подавляя в себе способность сопереживать.

         Практически у всех детей, имеющих речевые дефекты, существуют так называемые телесные зажимы, так как нервное напряжение влечёт за собой напряжение мускулатуры. Занятия ритмической гимнастикой имеют очень высокую моторную плотность, и именно поэтому стало обязательным включение в них упражнений на релаксацию и расслабление. С помощью игропластики можно регулировать процессы возбуждения и торможения, нормализировать мышечный тонус.

               Овладев умением расслабляться, можно поправить не только физическое, но и психическое состояние. Улучшается память, внимание, мышление, легче становится общение с окружающими, дети лучше справляются со стрессовыми ситуациями.

 

презентация по ритмике