Книга является важнейшим средством образования и воспитания.

Начало читательского опыта приходится на детские годы, поэтому именно с детства необходимо формировать у детей потребность в духовном развитии, воспитывать интерес к книге, как к источнику знаний.

Нужно научить ребёнка любить книгу, а также помочь ему постичь сложное искусство чтения и понимания прочитанного.

Мы, воспитатели группы «Солнышко», решили разработать проект по созданию вместе с детьми собственных книг.

Проект включал в себя: беседы об истории создания книги; о людях разных профессий, которые трудятся над созданием книг;

  • рассказы о том, из чего делают бумагу и где хранят книги; о правилах чтения;

  • заучивание пословиц и поговорок;

  • совместное сочинение загадок и сказок вместе с детьми;

  • создание иллюстраций к созданным произведениям;

  • изготовление книг детьми вместе с родителями и педагогами.

Самостоятельное издание книг пополняет знания детей с ОНР (общим недоразвитием речи) об окружающем мире, развивает связную речь, творческие способности детей, трудолюбие, самоконтроль, аккуратность и ответственность. Также при совместном создании книг у детей формируются межличностные отношения и навыки учебной деятельности.

В жизнь детей вносится элемент созидания. Дети видят плоды своего труда, бережное и внимательное отношение к их работам со стороны воспитателей и родителей. Для любого ребёнка важно осознать, что он сам смог что-то сделать, участвуя в общем деле. Это способствует повышению самооценки, повышает его значимость в своих и чужих глазах, способствует развитию ребёнка как личности.

Первой совместно созданной книгой с детьми старшей группы стала книга «Приключения цыплёнка Цыпа».

Создание книги по следам проведённого занятия по развитию речи включало в себя:

  • Составление коллективного рассказа по воображению о главном герое – цыплёнке Цыпе.Дети выбрали главного героя рассказа – цыплёнка, по имени Цып. При составлении рассказа выбирались наиболее интересные события, волшебные слова, другие персонажи рассказа. Детям приходилось подчинять свои интересы общему делу, теме сюжета. В результате совместной работы получился довольно интересный рассказ.

Преимуществом коллективного составления рассказа являлось то, что в творчестве принимали участие все дети.

Существует определённая группа детей, их которых, как говорится, «слова не вытащишь». На таких занятиях дети раскрепощаются, раскрываются, начинают активнее общаться, что-то придумывать, что немаловажно в работе воспитателя.

  • Рисование иллюстраций к рассказу.На занятиях по изобразительной деятельности детям было предложено к придуманному рассказу нарисовать обложку и сюжетные картинки (иллюстрации). Дети поддержали эту идею и увлечённо рисовали, выбирая интересующий их сюжет и стараясь охватить все события рассказа. Данные занятия помогли детям задуматься о том, как передать эмоциональную окраску сюжета, выразить в рисунке динамику событий, обрисовать характеры героев.

  • Изготовление книги.В результате были отобраны лучшие рисунки детей. Они были разложены в определённой последовательности и оформлены в книжку.

 

После создания первой совместной книги в нашей группе был проведён конкурс на самые интересные книжки-загадки об овощах и фруктах. Авторами и художниками выступали сами дети. Взрослые помогали им записывать печатными буквами загадки. В результате наша библиотека группы пополнилась «Загадками от Насти», «Загадками от Саши» и книжками-загадками от других детей.

Вначале детям предлагалось послушать разные загадки про один и тот же овощ или фрукт. Это помогало показать детям, что об одном и том же предмете можно сказать по-разному. Дети учились подбирать нужные слова при составлении своих загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает большое влияние на развитие речи и словесно-логическое мышление детей с ОНР. Загадки обогащают словарь и помогают увидеть значения многозначности различных слов, формируют представление детей о переносном значении слова. Также важно отметить то, что дети начинали активно использовать полученные навыки письма – старались сами записать свои загадки.

Следующим шагом стало создание детьми различных сказок. Активную помощь детям оказывали родители. Они помогали дома составить и записать сказку.

Изготовление этих книг доставило истинное удовольствие детям. Они с удовольствием рассматривали и книги, вспоминали о том, кто и как их делал. Дети с гордостью демонстрировали результаты своего труда сверстникам, использовали сделанные книги в сюжетно-ролевых играх «Библиотека», «Детский сад», «Семья».

Для созданных детьми книг мы отвели в группе специальное место в книжном уголке.

В подготовительной к школе группе воспитателями и выпускниками была создана книга «Весёлые странички» – о жизни в детском саду. Дети помещали на страницы книги свои фотографии, рисунки и слова благодарности сотрудникам любимого садика.

А родитель, в свою очередь, по собственной инициативе, создали и вручили на память каждому ребёнку книгу о пребывании в детском саду.

В результате реализации данного проекта дети научились создавать книги своими руками, расширили словарь по различным темам, научились сочинять загадки и сказки и рисовать сюжетные картинки (иллюстрации) для оформления собственных книг. А самое главное – дети научились искусству общения друг с другом. Надеемся, что все полученные знания очень пригодятся нашим детям в школьной жизни.

 

 

Открыть презентацию примера