О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий.

И это не случайно.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Это можно наглядно увидеть на «Корковой проекции чувствительности и двигательной системы (по Пенфильду, 1954)»

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. А систематическое выполнение упражнений для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Развитие мелкой моторики и координации у детей младшего дошкольного возраста начинается с овладением навыками самообслуживания (надеть, снять, вывернуть, застегнуть/расстегнуть, зашнуровать/расшнуровать, открыть кран, взять правильно ложку и т.д.).

Специально организованная деятельность позволяет разнообразно развить тактильные ощущения и мелкую моторику: работа с мелкими игрушками, мозаика, лего, работа с ножницами, пластилином, природным материалом.

Специалисты используют на своих занятиях различные массажные упражнения и пальчиковые игры.

Отдельно хочется сказать об упражнениях, направленных на координацию речи и движений рук. Это достаточно трудный для детей вид работы, но очень полезный, поскольку побуждает ребенка сосредоточить сразу два вида деятельности: речь и движение.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте, развитие мелкой моторики является одним из главных направлений работы с детьми и остается важным на всем протяжении дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика», С-П, «Литера», 2008

  2. Крупенчук О.И. «Ладушки. Пальчиковые игры для малышей», С-П, «Литера», 2008

  3. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет», С-П, «Литера», 2008

  4. Ляпидевский С.С. «Невропатология», М, «Владос», 2009

  5. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика», С-П, «Каро», 2006

  6. Соколова Ю.А. «Игры с пальчиками», М. «Эксмо», 2004