Современное образование ориентировано на развитие личности детей, их познавательных и созидательных способностей; на формирование глубокого личностного мотива, стимула к получению знаний. Поэтому одной из главных его задач, является развитие у детей познавательного интереса и повышение его уровня.

Познавательный интерес с точки зрения психологии и физиологии представляет собой сложное взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов. Он несомненно влияет на развитие памяти, творческого воображения, внимания, мышления, Познавательный интерес – это не только интерес мыслей и чувств, но и интерес действий (активный, целенаправленный поиск лучших путей в решении познавательной, а часто и практической задачи). Поэтому-то он является важным стимулом в развитии таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость в достижении цели, стремление к завершенности действия, к достижению намеченных результатов.

Развитие познавательного интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему и выделения внешних качеств предметов к выделению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач и первым попыткам решать их с помощью наблюдений, опытов, рассуждений.

Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими ребенок, например, обращается к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенного вида деятельности, способных удовлетворить его интерес, - все это формирует и развивает личность ребенка.

Одной из важных составляющих формирования познавательного интереса у детей, является эмоциональное отношение к делу. Создание благоприятной эмоциональной обстановки, которая вызывает у ребенка желание узнать что-то новое, интересное, стремление совершенствовать свою умственную деятельность.

К формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста, также приводит овладение знаниями в процессе элементарной поисковой деятельности.

Организация поисковой деятельности наиболее эффективна при освоении детьми причинно-следственных и других связей и отношений между предметами и явлениями природы, их свойствами и качествами. При этом необходим постепенный переход от усвоения связей и отношений однозначного характера к усвоению причин, лежащих в основе ряда сходных факторов, и к усвоению более сложных связей. Организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в деятельность, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

 

Памятка для родителей по развитию любознательности

1. Внимательно относитесь к детским вопросам

2. Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно

3. Не раздражайтесь из – за них на ребёнка, не запрещайте их задавать

4. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов – это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы

5. Умейте показать вашему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать

6. Поощряйте экспериментирование детей

7. Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое – важное и ценное качество

8. Организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоёму, в лес.

9. Мастерите с детьми поделки из природного, бросового, материала, бумаги, картона и т. д.

10. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по её содержанию.