Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть, если ребенок будет знать и любить историю своей страны, своего города. Необходимо, чтобы ребенок осознал себя частью великой страны, великого народа, имеющего тысячелетнюю историю, что место, где он родился – это его земля, его Родина.

Мы знаем, что дошкольник воспринимает окружающего его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной, своим народом. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению с Родиной. Здесь также важно отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, те, что могут вызвать у детей чувство восторга, радости и гордости.

В дошкольном учреждении на многих занятиях уделяется внимание патриотическому воспитанию, иногда опосредованно. Это и декоративно – прикладное искусство на ИЗО, ознакомление с малыми фольклорными формами, инсценировки по русским песням на музыкальных занятиях, знакомство с историей родного города, страны на развитии речи и т.д.

Но мы остановимся на свободном от занятий времени. Так, перед сном читали детям русские былины и сказания. Дети знакомились с былинными героями Ильей Муромским, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем, Святогором и другими. Во второй половине дня беседовали по содержанию прочитанного, анализируя значение слов «прошлое» - то, что прошло, «былина» - то, что было, «богатырь» - богатый силой человек, «братство» - единство людей, «дружина» - от слова «дружный», «дружить». Объясняли, что застава – это граница государства, охраняемая богатырями. Беседовали о том, почему необходимо охранять свою Родину, в чем заключается служба богатыря: «Чтобы беречь Землю русскую, охранять ее от злых ворогов, служить своему народу». В ходе знакомства с былинами дети узнавали названия русских доспехов и оружия, элементов одежды, обуви. Например, узнали, что раньше ступня называлась лапой, отсюда то, что одевается «на лапу» - лапоть. Объясняли детям образование старославянских имен: Илья из Мурома, Святогор – святые горы, Ярополк – ярый полк и т.д. рассказали, что на Руси очень серьезно относились к выбору имен. Считалось, что если имя выбрано правильно, удачно, то ребенок будет счастлив; что существовал обычай – спрашивать имя для новорожденного у первого встречного.

Рассматривая иллюстрации к былине, дети знакомились с видом древнерусских городов и селений, их отличие от современных.

В ходе обсуждения былины обращалось внимание на нравственное предназначение богатырской силы – тот, кто силен, должен защищать слабых, использовать свою силу на добрые дела. Образы Святогора, погибающего и отдающего свой меч Илье Муромцу, старика Данило и Михаила, получивших силу от матери Земли, затем дети могли сравнить с другими персонажами в старославянских легендах, в русских народных сказках.

Легенды подбирались таким образом, чтобы были доступны детям дошкольного возраста, т.е. которые могли вызвать у детей чувство восторга или гордости за свой народ. Ведь это он на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. И этот опят потом облекался в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок и легенд. Например, откуда взялось слово «приблазнилось», т.е. показалось, привиделось? Это Блазия запутывал, хитрил с людьми. Или слово «заблудился» образовано от слова «Блуд» или «Манило», который жил в лесу и уводил людей за собой в чащу, оборачиваясь кем-то из знакомых.

После беседы и анализа произведения предлагали детям зарисовать эпизод из легенды, показать, каким они представляют того или иного персонажа, объяснить, почему именно таким (старичок – Лесовичок, Леший, русалка и т.д.). Сразу было видно, как ребенок относится к поступкам героев. Так тот же Блуд у некоторых детей предстал шутником, озорником, а у других – злым героем, поступок которого мог привести к трагическим последствиям. Это тот самый момент эмоционального восприятия произведения. Нам он был нужен для дальнейшей работы над драматизацией, подбором ролей для каждого ребенка, учитывая его чувственный опыт. Каждое прочитанное произведение дети обыгрывали в свободное время. Если это большое произведение, то только эпизоды, если небольшая легенда – полностью. Сначала все вместе выбирали на роль того, у которого удачно получалось воспроизвести образ персонажа. Затем, опираясь на их образец, привлекали к исполнению роли и других, малоактивных и эмоционально зажатых ребят. Всей группой готовили атрибуты для инсценировки – щиты богатырей, крылья ангелов и райских птиц. Такая работа объединяла ребят в единый коллектив, поощряя проявлять совместное творчество в достижении единой цели. И вот уже дети сами замечают, что Жар-птица из русской народной сказки похожа на птицу Алконост из легенды; что сходство Ильи Муромца и Алеши Поповича не только во внешнем виде, но и в поступках; что Чур оберегал свою родную землю также, как и Илья Муромец.

Я предложила создать новую сказку на основе легенды о птице Алконост и русской народной сказки «Иван – царевич и Серый Волк». Ребята увидели, как их творчество сливается с творчеством своего народа. Особый восторг вызвали слова о том, что, возможно, пройдет много – много лет и мамы будут рассказывать своим малышам русскую народную сказку «Как Иван – царевич вернул людям Алконост – заряницу». Эту сказку мы еще не закончили (на момент составления отчета), но постараемся и ее инсценировать. К работе привлечены и родители (в нахождении новых эпизодов для дальнейшего развития сюжета).

Такой интерес детей к данной тематике развивает у детей личную причастность к прошлому своей страны, своей Родины, формирует осознание своего места и предназначения в настоящем и будущем. Ведь как сказал русский художник В. Васнецов: «Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, заставили меня на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности».

Картины Васнецова мы тоже рассматривали с детьми. Всматриваясь в образы русских сказок, былин, песен, легенд, погружаясь в мир фольклора, ребенок и сам на какое то время может вообразить себя соавтором художника, сказочника и на этом крепнет его русское национально самосознание.