Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (успешное привыкание к новым условиям) или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения.

Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Период привыкания в среднем длится от двух до четырёх месяцев. Иногда, если ребёнок привыкает к саду трудно, этот процесс может затянуться до 6-8 месяцев.

Процесс адаптации у всех детей протекает по разному, при этом могут возникнуть физиологические нарушения: нарушения сна, отказа от еды, игнорирования горшка, снижение аппетита. Это всё допустимо, если выражено незначительно и не затягивается надолго.

Но необходима такая организация жизни ребенка, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения.

То, как будет проходить адаптация, зависит от нескольких факторов. В первую очередь - от здоровья ребёнка. Часто болеющие дети, дети с повышенной возбудимостью, перенёсшие гипоксию в родах или во время беременности матери, будут привыкать к садику сложнее. Кроме того, на процесс адаптации влияют не только индивидуальные особенности ребёнка, но и климат в семье, отношение родителей к саду и воспитателям, а также поведение родителей и воспитателей.

Расставаться с мамой ребенку тяжело. Своё расстройство и тревогу перед предстоящей разлукой он будет выражать слезами. Ребёнок плачет не потому, что ему плохо в саду, и не потому, что хочет манипулировать вами, а только потому, что он ещё не умеет сказать другим способом «мне грустно расставаться с тобой» или «я ещё не привык». Эти слёзы не страшны: ребёнок получает новый, необходимый жизненный опыт, учится действовать в новых условиях, что естественно для процесса адаптации. Обычно, как только процедура прощания заканчивается, мама уходит, ребёнок успокаивается и отвлекается.

Чтобы процесс привыкания прошел максимально мягко, необходимо:

  1. Подготовиться к саду.Расскажите ребёнку о том, что такое детский сад: зачем туда ходят, чем там занимаются. Рассказывать следует не только о приятных вещах - новых игрушках, интересных занятиях. Надо подсказать, как вести себя в сложной ситуации. Что делать, если захотелось писать на прогулке, если ребёнок испачкался или его обидели. Перед тем, как начать ходить в сад, следует зайти и заранее познакомить ребёнка с воспитателями. Это поможет преодолеть страх незнакомого.

  2. Излучать хорошее настроение.Ребенок не знает, что его ждёт впереди. Он не знает, как надо относиться ко многим вещам, что хорошо, что плохо. Он смотрит на родителей и считывает отношение к миру с их слов, поведения. Прежде чем отдавать ребёнка в сад, надо разобраться с собой, своими страхами, предрассудками. Надо быть готовыми отпустить от себя ребёнка, доверить его чужим людям. И после этого каждое утро вести ребёнка в сад с хорошим настроением и улыбкой.

3. Создавать и поддерживать ритуалы. Когда ребёнок идёт в детский сад, мир вокруг него стремительно меняется. Ритуалы призваны подчеркнуть стабильность этого мира, уверенность ребёнка в том, что всё под контролем, учат его доверять взрослым. В первую очередь, это касается ритуала прощания. Каждое утро ребенок с мамой идут здороваться с нарисованным на стене дельфином, каждое утро мама переобувает ребенку сандалики, берёт его на руки, говорит, что его любит, потом отводит его в группу, машет рукой и уходит. Мама всегда уходит после того, как помахала рукой. А после того, как ребенок возвращается домой, она снова берет его на руки, и они вместе рассказывают зайке, как прошёл день.

4. Не говорить гадостей. «Если ты будешь плакать, я за тобой вообще не приду», «Если ты будешь плакать, я сейчас развернусь и уйду». Взрослые торопятся, нервничают, хотят, чтобы их ребенок был лучше всех. Поэтому на головы детей сыплется много неприятных слов. Конечно, иногда себя сдержать трудно. Но любое ваше злое слово обернётся обидой.

5. Щадить. Надо понимать, что ребёнку сложно. Поэтому, если он «копается» по утрам или слишком шумно ведёт себя вечером, он это делает не вам назло, а лишь разгружает свою нервную систему. Не надо требовать от ребёнка слишком многого. Во время адаптации дети могут забывать писать в горшок, снова начинать писаться ночью. И уж тем более не надо перегружать ребёнка дополнительными занятиями и кружками. Лучше лишний раз просто посидеть в обнимку с ним.

6. Не перекладывать ответственность.Иногда мамы говорят: «Попробуем походить в сад, если ребёнку понравится, будем ходить, если не понравится, заберу». Такая установка в большинстве случаев заранее обречена на неудачу. Здесь родители перекладывают ответственность за принятие решения с себя на очень маленького ребенка.

При расставании с ребенком:

- целесообразно показать, что вы ему сочувствуете, озвучив его переживания: «Тебе грустно, потому что я ухожу, но я скоро приду».

- ни в коем случае нельзя уходить тайком, чтобы ребенок не заметил. Это подорвёт его доверие к вам: «От мамы нельзя отвернуться, она может внезапно исчезнуть. Значит, мама может и не появиться?». Такое поведение мамы не даёт ребенку возможности приобрести новое умение - расставаться и снова встречаться с близкими людьми.

- ребенка нельзя отдирать от себя и уходить. Он боится новых людей, не уверен, что мама придет. Чтобы не усугублять такие страхи, ребёнка никогда нельзя просто отдирать от себя и уходить. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас. Если дело только в боязни новых людей, то часто помогает временное мамино присутствие.Конечно, это неудобно, занятой маме сложно найти столько времени. Но, поверьте, если адаптация малыша к саду будет тяжёлой, то гораздо больше времени уйдёт на справки по уходу за болеющим ребенком.

 

Если родители вместо того, чтобы помочь ребёнку справиться с новой ситуацией, задают ему вопрос: «А тебе нравится? А будешь ли ты ходить в сад?», - они, скорее всего, получат в ответ «Нет!» в виде утренних истерик и дневных слёз. Ответственность за решение лежит на родителях, они являются ведущими, подсказывают ребёнку, как надо реагировать, как надо вести себя, а не пытаются переложить выбор того, как поступить, на плечи малыша.

Таким образом, адаптация к детскому саду - непростой и ответственный этап в жизни ребёнка. И от того, как он будет прожит, зависит очень многое.